Род - Сущий, Единый, прародитель
богов и творец мира
vvvvvvvvv
" Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и
бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются
дети... ", упомянут, например в поучениях против язычества "О вдохновении святаго духа", "Слове об
Идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника. Возможно, как
Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в "Слове о Полку Игореве" и русских летописях, а также
как Бог в договоре русов Игоря с ромеями. Гельмольд сообщал: "Среди многообразных божеств, которым
они посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и единого бога, господствующего
над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги
повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и
каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов". Богом богов у западных славян
именуют Свентовита, скорее всего это одна из главных ипостасей Рода. "Суда божия не минути" - Суд или
суд - одна из ипостасей рода. Роду сопутствуют рожаницы (в "Вопросах Кирика", памятнике словесности
XII века: "Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед..."), как-то связаные с судьбой, вероятно,
если Рода именуют Судом, то рожаниц - судиницами. Иногда упомянута только одна Рожаница:
"Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також
и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам,... а се егуптяне требы кладут Нилу
и огневе, рекуще Нил плододавецъ и раститель класом".("Сл. Св.Григория о том, како первое погани суще
языци кланялися идолом и требы им клали"). В светлой ипостаси Род сопоставлен с
Аполлоном-Атремидом (Артемидом): "Артеми, юже нарицають Родъ" ("Мученiе св.Трифона изъ
февральской Минеи четiи по списку XV века." Моск. дух. Акад.N584). Любопытно, что в качестве
синонима к "родъ" Срезневский проводит слово "геена, огонь неугасимый". Род в ППЯ по Срезневскому
противопоставляется христианскому Богу, т.е приравнивается к его противникам, Сатане, равным ему по
"назначению": "То, иже служат Богу и волю его творят, а не Роду, ни Роженицам, кумиром суетным, а вы
поете песнь бесовскую Родоу и Роженицам" (Сбор. Троиц, 16 век). Рожаницами многие полагают Ладу и
Лелю, хотя ни разу в ППЯ их не именуют так. Яcно, что Рожаницы - девы жизни и судьбы которым "с
робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варяъ на собрание рожаницамъ"("Цветник"), и люди еще в 13
веке "готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще демонови чьрпания" ("Паремейник", 1271 г.) "А овце
вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам" (Изборник 13 века - "Книга нарицаемыя изборникъ и
о многъ оць тълкованы") "Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола" (Пиисiевскiй
сборникъ конца XIV в.)
Подробнее о русских языческих богах вы сможете
узнать здесь
http://paganism.msk.ru/gods/gods.htm
Перейти на информационный портал
Hosted by uCoz