Скинхеды: кто такие и кому нужны?
Цитата:
1. Предисловие
В последнее время и с экранов телевизоров, и со страниц газет и
журналов много говорится о «скинхедах» (берем это слово в кавычки,
так как реальная субкультура скинхедов сильно отличается от того их
образа, который навязывают СМИ). Причем, из рассказов журналистов,
больше направленных на разжигание эмоций, чем на правдивое и
подробное разъяснение, трудно понять: кто они такие, сколько их,
какую реальную опасность они представляют для общества? Между
тем, субкультура скинхедов довольно хорошо изучена российскими и
зарубежными учеными - психологами, культурологами, социологами,
политологами (вот только суждения этих специалистов в электронных
СМИ не освещаются и широким массам не известны). В Интернете
размещено немало подобного рода обстоятельных исследований.
Назовем хотя бы работу М.В. Вершинина «Молодежные субкультуры:
скинхеды», которая содержит подробный рассказ об истории и
современном этапе развития скин-движения. Ознакомившись с ними не
устаешь удивляться: как далек тот образ скинхедов, которые создают
СМИ от реальности и поневоле задаешь сакраментальный вопрос: кому
это выгодно?
2. Кто такие скинхеды?
Скинхеды (от английских слов skin head - буквально: лысая голова) -
направление в западной, а затем и международной молодежной
субкультуре, возникшее в 60-е годы ХХ века и существующее до сих
пор. Следует сразу заметить, что субкультуры молодежи - это не
политические и даже не идеологические организации, хотя иногда они и
бывают связаны с отдельными партиями и движениями. Субкультура -
это своеобразный образ жизни, который предполагает определенные
модели поведения: стиль одежды, музыки, прически, свой жаргон,
непонятный другим. Субкультуры возникают стихийно и как правило
противопоставляют себя миру взрослых. Примеры субкультур, кроме
скинхедов - хиппи, панки, реперы (поклонники музыки в стиле RAP
(«ритмическая американская поэзия»), «металлисты» (поклонники
музыкального стиля «тяжелый металл») и т.д.)
Движение скинхедов имело несколько этапов, каждый из которых
характеризовался своей спецификой. Первоначально скинхедами
называли движение молодых людей, выходцев из рабочих кварталов,
которые сами работали в доках или на заводах, а то и обивали пороги
бирж труда (послевоенный экономический кризис в Англии регулярно
поставлял все новых молодых людей для движения скинхедов). В
отличии от других молодежных стихийных движений - например,
стиляг, они не стремились подражать одеждой и манерами молодежи
буржуазных классов. Наоборот, скинхеды культивировали
своеобразную «пролетарскую гордость», стремясь подчеркнуть, что
они - дети фабричных, заводских и портовых рабочих. Отсюда и
короткая прическа - длинные волосы рабочим носить небезопасно,
может затянуть в станок, обязательные подтяжки и ботинки - как у
английских докеров, страсть к «пролетарскому напитку» пиву - тогда
как «мажоры» или «хиппи» предпочитали крепкий алкоголь, марихуану и
химические наркотики, культ «пролетарских видов спорта - прежде
всего, футбола (скинхеды и прославились потасовками после
футбольных матчей). Самая большая вольность, которую себе
позволяли скинхеды - короткие юбки у своих подруг (скин-герлс), тоже
просто и аккуратно одетых и коротко стриженных. Первые скинхеды
слушали американскую музыку в стиле ритм-энд-блюз, затем -
пришедшую с Ямайки музыку регги. Уже по этому видно, что
первоначально скинхеды не имели ни малейших расовых
предрассудков, ведь и то, и другое - музыка «цветных». Более того, в
рядах скинхедов 60-х было немало парней и девушек с черным цветом
кожи!
Тогдашние скины были в большинстве своем аполитичны. Если они и
проявляли интерес к политическим идеологиям, то, скорее, к левым,
как и полагается представителям пролетарской молодежи. Так, среди
них была популярна татуировка с распятием, под которой была надпись:
«Его распяли капиталисты». Те из скинов, кто все же участвовал в
политике, отдавал предпочтение лейбористской партии как рабочей.
В 70-е годы приходит вторая волна скин-движения. Немного
изменяется одежда: теперь это джинсы и куртка американских
летчиков, музыкальная мода - на место регги приходит панк, музыка в
стиле «Oil». Но самое главное, начинается политизация движения, оно
раскалывается на правых, с которыми сегодня обычно отождествляют
всех скинхедов (и совершенно ошибочно!) и левых. Рождение правых
или коричневых скинов было результатом усиленной пропаганды в
среде уличной молодежи английских ультраправых нелегальных партий
- прежде всего, «Национального фронта» и Британской
национал-социалистской партии. Неонацисты из таких скинов начали
формировать уличных бойцов неофашистских партий для драк с
коммунистами и анархистами и для нападений на «цветных». Именно эти
«новые скинхеды» стали наносить татуировки в виде свастики или
кельтского креста, использовать нацистские приветствия, речевки
расистского и антисемитского содержания. Поскольку своими
действиями - избиениями и убийствами черных и азиатов, они
привлекали наибольшее внимание СМИ, их обыватель и принимал за
скинхедов как таковых.
Гораздо меньше замечали и замечают чуть позже возникшее левое
крыло скинхедов - так называемых «красных скинов» (редскинс). При
схожем внешнем виде - военизированная форма, короткая стрижка, они
исповедуют анархо-коммунистические взгляды. Их лозунг: «скинхеды
против расизма и капитализма». У них часто бывают потасовки с
коричневыми скинами и не всегда в пользу коричневых. Красные скины
участвуют и в движении антиглобалистов, его уличные бойцы
сражались на баррикадах в Сиэтле, в Генуе, в Давосе. Требования
красных скинов - прекращение грабительской эксплуатации стран
Третьего мира странами «золотого миллиарда» как минимум и мировая
социалистическая революция как максимум. Естественно, вступать в
красные скинхеды могут не только люди с белым цветом кожи.
Красные скины считают себя - и не без оснований - истинными
продолжателями движения скинхедов 60-х, так как видят в нем
выражение энергии и мировидения пролетарской молодежи.
«Коричневых скинов» они воспринимают как маргинальные группки,
которые не имеют право присваивать себе имя и внешнюю атрибутику
скинхедов.
К красным скинам близки SHARP-скины (SkinHeads Against Racial
Prejudice - «скинхэды против расовых предрассудков»), движение,
возникшее в Нью-Йорке в 80-х годах. Не будучи
анархо-коммунистами, они выступают также против расизма, за
равноправие всех народов.
Надо заметить, что классические, аполитичные скинхеды, «зубры» 60-х
годов и их молодые сторонники тоже не признали ультраправых и стали
их называть не иначе как «бонхеды» («костяные головы», или в
вольном переводе - «тупоголовые», «безмозглые»). Специалисты по
молодежным субкультурам также считают, что между бонхедами и
скинхедами нет ничего общего, кроме некоторых элементов одежды
(так для молодежных субкультур наиболее важным атрибутом является
любимая музыка, но бонхеды и скинхеды слушают разную музыку:
бонхеды - тяжелый металл, скинхеды - регги или Oil-панк). Поэтому не
случаен вывод специалистов, что бонхеды - это искусственно
сформированное и чужеродное направление в движении скинхедов,
тогда как настоящее скинхеды, как и полагается молодежной
субкультуре, возникли стихийно (М. Вершинин). Кстати, среди
специалистов понятие «скинхед» принято применять ко всей этой
молодежной субкультуре, а тех, кого СМИ называют «скинхедами», то
есть неонацистов именуют бонхедами.
В России скинхеды появились в 1991 году, в среде учащихся
столичных ПТУ и техникумов, вообще молодежи «спальных районов»
Москвы и Ленинграда. В отличии от Запада, наше скин-движение
возникло не совсем естественным путем (хотя экономический кризис,
подобный тому, что разразился в Англии после войны, а то и похлеще,
тоже был), а под влиянием западной масс-культуры. Именно поэтому
дети московских и питерских токарей и слесарей носят ботинки и
подтяжки английских докеров, а не кепки и комбезы, как их отцы. Если
же они и кричат что-либо о России и русских, то чаще на английском
языке, размахивая или немецким флагом или флагом американских
конфедератов (конечно, имеются в виду бонхеды). В России
представлены также все направления скинов. Есть красные скины (они
даже выпускают свой журнал - «Взорванное небо» и имеют сайт в
Интернете - «Redskins.ru»), есть скины-антифашисты (которые
неоднократно организовывали скин-секьюрити - своеобразную
скиновскую охрану концертов реперов - извечных врагов неонацистов).
Но про них мало кому известно. Официальное телевидение РФ, как и на
Западе, на словах выступающее против расизма и неонацизма,
старательно замалчивает существование скинхедов-антифашистов и
фактически своими сюжетами «пиарит» бонхедов…
Одежда, взгляды, любимая музыка российских скинхедов - все это
повторяет западные образцы. Единственное отличие - российские
бонхеды считают арийскими нациями не только народы зарубежной
Европы и англо-саксонское белое население США, но и славян и в
частности русских (увы, им неизвестно, что их западные «братья по
расе» с такими выводами абсолютно не согласны и относятся к
славянам как к «расово неполноценным»). Точно также как и на Западе
российских бонхедов «опекают» «взрослые» ультраправые организации
вроде Народной национальной партии Иванова-Сухаревского, пытаясь
превратить их в своих штурмовиков. Естественно, часть бонхедов
вливается в ряды ультраправых организаций, но бон-движение как
таковое остается все же достаточно автономным образованием.
Российские скинхеды в целом и бонхеды в частности не имеют единой
организации. Они представляют собой совокупность разрозненных и не
связанных между собой групп (в среднем по 10-15 человек в каждой),
которые не всегда и не везде промышляют избиениями и убийствами,
часто дело ограничивается распитием пива и слушанием тяжелого рока
и также легко распадаются, как и возникают. Правда, в ноябре 2002
года в столице бонхеды пытались произвести российский съезд,
приуроченный в дню рождения культовой фигуры западных коричневых
скинов Яна Стюарта (на съезд прибыло 400 человек), но эта попытка
была пресечена милицией. Количество бонхедов в России вообще
невелико. По данным 2003 года их было 15 000 человек на всю
Россию, на 7 - миллионную Москву - около 5 000, в Санкт-Петербурге
- около 3 000 (к нынешнему, 2006 году их количество, конечно,
выросло, но не принципиально и вряд ли превышает 20 000 по России).
Как правило, бонхеды у нас учащиеся старших классов школ, ПТУ,
реже - вузов. Подавляющее большинство - так называемые «пионеры»,
уличные боевики, которые не очень искушены в идеологии и годны
только на то, чтоб пить пиво, слушать рок, шляться по улицам и
устраивать драки. Без идеологов движения они не представляют
большой опасности, потому что сам по себе их пыл может легко
рассеяться и движение распадется. Идеологов и лидеров бонхедов не
больше нескольких сотен. В Москве их не более ста. Они выпускают
самиздатовские журналы («Под ноль», «Уличный боец» (Москва),
«Русский кулак» (Санкт-Петербург)), делают Интернет-сайты, готовят
и распространяют учебные пособия по уличным дракам. Показательны
названия: «Хулиганский стиль рукопашного боя», «Используй то, что
под рукою», «Драка, как она есть», а также цитаты из них:
«…Наносимые бритвой удары по своей траектории напоминают
скользящие удары кулаком…. …глаза, кожа лба (сильно кровоточит 
ослепляет), шея, крупные артерии рук и ног, живот…. …мышцы
брюшины, нередко покрытые толстым слоем сала, пробиваются
мощным круговым ударом... …для бритвы нет неуязвимых мест… …а
заживает медленно, в отличие от ран, нанесенных тупым оружием…».
Следует также отметить, что в основном бонхеды сгруппированы в
двух столицах - Москве и Санкт-Петербурге (там находится около 90%
коричневых скинов). Свои акции они проводят регулярно, но на фоне
общей криминальной статистики, совершаемые ими преступления - как
говорится, капля в море (что, естественно, не отменяет необходимости
нравственного осуждения каждого такого деяния, тем более, что для
родственников и близких пострадавших эта статистика - слабое
утешение). Это видно, например, по данным сайта Полит.Ру
(«Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2005
году (ежегодный отчет информационно-аналитического центра
«Сова»)») За весь 2005 год бонхедами (которых
аналитики-антифашисты неверно именуют скинхедами) было
совершено 366 избиений, приведших к ранениям и 28 убийств. В то же
время по данным электронных СМИ («статья «Криминальная Россия»
на сайте Пермского отделения КПРФ) согласно докладу генпрокурора
Устинова об уровне преступности в стране, в 2005 году в Российской
Федерации было совершено около 30 000 убийств (необходимо
заметить, что реально их было, конечно, больше: как утверждают
электронные СМИ, регистрируется меньше половины преступлений).
Итак, из 30 000 убийств, совершенных в РФ в 2005 году (по данным
МВД, которые явно заниженные) лишь 28 совершены «скинхедами»
(по данным правозащитников, которые заинтересованы, напротив, в
завышении «градуса» экстремизма). Это составляет около одной
тысячной доли процента - величина, которую социологи как правило не
учитывают в силу ее статистической ничтожности (она входит в так
называемый «процент погрешности»). Тем не менее, эта тысячная доля
процента постоянно находится в поле зрения СМИ, тогда как все
остальные преступления не то, чтобы замалчиваются, но и особо их
никто не «пиарит».
3. Скинхеды в кривом зеркале СМИ
Итак, реальность такова, что:
- скинхеды неоднородны и включают в себя и совершенно
аполитичные, и антифашистские, и даже анархо-коммунистические
группировки;
- скинхеды являются молодежной субкультурой и по определению не
могут совпадать с преступными группировками. Понятие субкультуры
шире, оно, как уже говорилось, предполагает образ жизни (может
показаться, что сами факты избиения африканцев и азиатов хотя бы
некоторыми скинхедами опровергает этот тезис, но это не так. Для
пояснения можно привести такой пример: субкультура хиппи не
исключает и даже приветствует применение легких наркотиков (прежде
всего марихуаны). Естественно, некоторые из хиппи поэтому
занимаются продажей марихуаны и следовательно связаны с
наркомафией. Но из этого вовсе не следует, что наркомафия и
движение хиппи - фактически одно и то же);
- скинхеды не являются политической партией, хотя и наличествуют их
контакты с партиями и движениями ультраправого толка («Славянский
союз», «Национальная народная партия»). Принадлежность к партии
подразумевает лишь идеологическое согласие. Членом РНЕ, скажем,
может быть и любитель фольклорной музыки, и любитель рока, лишь
бы он разделял идеи русского национализма. Для бонхедов же, как и
для всех молодежных группировок, музыка - главный отличительный
принцип. Бонхед не может быть бонхедом, если он не слушает тяжелый
рок. Кроме того, партия возникает искусственно, по воле ее
создателей, скин-движение возникает стихийно, из группок
бездельничающей рабочей или безработной молодежи;
- бонхеды никакого отношения к русской традиционной культуре и к
традиционному русскому национализму вообще не имеют (в отличии
от, например, черносотенцев, которые, действительно, пытаются
возродить русское национальное движение вековой давности).
Российские скинхеды вообще и бонхеды в частности - порождение
пересадки на нашу почву феноменов западной масс-культуры (точно
также как рэперы, растаманы, кришнаиты, мормоны и т.д.). Если б не
было падения «железного занавеса», ребята с московских и питерских
окраин не посмотрели бы «Бойцовский клуб», не услышали бы «черный
металл», и не было бы в России никаких «скинхедов». Об этом говорит
сам их внешний вид, скопированный с западных бонхедов, манера
называть себя кличками на английском или немецком языках (Ганс,
Мартин и т.д.), набор их любимых рок-групп, в основном немецко- и
англоязычных, наконец, нелюбовь к неграм в стране, где никогда не
было областей с чернокожим населением и напряженность между
белыми и черными не имеет социальных корней;
- бонхеды разрознены, малочисленны, сгруппированы в основном в
столицах, преступления, совершаемые ими, составляют мизерный
процент от общего числа таких же преступлений, совершаемых по
иным, неидеологическим причинам.
СМИ же рисуют нам совершенно иной образ «скинхедов»:
- Скинхедов представляют исключительно как неофашистов самого
примитивного пошиба. Всевозможные репортажи в новостных
программах ТВ изображают пьяных подростков, тупо орущих
нацистские лозунги и оскорбления в адрес не-белых, все это
журналисты преподносят как «тусовки скинхедов». Некоторые
журналисты договариваются до того, что «скинхеды» могут быть
одеты как угодно, а не обязательно в «бомберы» и армейские ботинки и
могут даже не быть бритыми (!), таким образом, скинхеды
отождествляются с любыми хулиганами-националистами и вообще
выводятся за рамки молодежных субкультур (!). При этом автор
данных строк ни разу не слышал от тележурналистов упоминания о
существовании красных скинхедов или скинхедов-антифашистов.
Налицо либо вопиющий непрофессионализм либо сознательное
замалчивание фактов;
- СМИ не делают различий между членами радикальных
националистических партий и движением скинхедов. Так, в начале
апреля 2006 года, когда антискинхедовская пропаганда достигла на ТВ
апогея, канал НТВ транслировал сюжет о приеме в члены организации
Иванова-Сухаревского. Несмотря на то, что молодые люди были
одеты в аккуратные рубашки и брюки, напоминающие форму NSDAP,
подразумевалось, что перед зрителем скинхеды (хотя единственное,
что их напоминало - короткие прически);
- скинхедов изображают грозной и чрезвычайно опасной для общества
силой. Статистика по убийствам, произведенным бонхедами или просто
боевиками-неонацистами при этом не приводится, сухие цифры
заменяются эмоциональными рассказами о жестокостях избиений.
Количество «скинхедов», озвучиваемое журналистами ТВ и радио в
разы превышает те цифры, которые мы находим в Интернете, в
официальных отчетах МВД, в трудах специалистов по молодежным
субкультурам и даже в докладах правозащитников.
Из всего этого очевидна совершенная правота М. Вершинина, который
утвержал, что СМИ с настойчивостью, достойной лучшего
применения, создают из движения скинхедов - разнородного,
малочисленного, подражательного и сугубо подросткового явления
политический жупел.
Мы бы к этому лишь добавили, что такая политика СМИ не только
вводит общество в заблуждение, но и способствует количественному
росту таких «скинхедов», какими их изображают СМИ. Расписывая
зверства скинов, СМИ, лицемерно объявляющие себя «борцами с
фашизмом», формируют такой образ скинхеда, что он оказывается
наиболее привлекательным для подростков, к которым «взрослый мир»
повернут не самой приятной и лучшей своей стороной. «Скинхеды»
изображаются сильными, смелыми, непобедимыми и неуловимыми, они
могут бить кого угодно и при этом не бояться возмездия, даже если их
и арестует милиция, они якобы отделаются «легким испугом». Что же
касается осуждения негуманности и ксенофобии «скинов», то это
термины «взрослого», чуждого для них мира, к тому же
провозглашаемые журналистами-либералами, защитниками того
режима, что не принес рабочим и их детям мало хорошего. Итак,
итогом борьбы со скинхедами либеральных СМИ становятся
подражательные действия со стороны молодежи, которая обо всем
узнает из передач телевидения. Раньше они были просто «гопниками»,
пили пиво в подъездах, дрались между собой, теперь, посмотрев
передачи НТВ и ОРТ о скинхедах, они «играют в скинов» - таких,
какими их представляют в СМИ (о подтяжках английских докеров и
Oil-панке они и слыхом не слыхивали). Иногда эти «игры»
заканчиваются кровью. Журналисты получают вожделенную сенсацию,
с еще большим воодушевлением принимаются за разоблачения
скинхедов и все повторяется…
4. Кому это выгодно?
Вопрос римского права: «ищи кому выгодно» в этом случае более чем
уместен. Очевидно, и в России, и за ее рубежами существуют мощные
политические силы, которые заинтересованы в раздувании мифа о
зловредном русском национализме, да и в создании такого маленького
и управляемого, но очень шумного и одиозного феномена. Мы не
станем утверждать, что эти силы напрямую «заказывают» журналистам
лживые и провокационные сюжеты о «скинхедах». Скорее всего, здесь
мы имеем дело не с внешней, репрессивной цензурой, как в советские
времена, а с внутренней самоцензурой журналистов - работники СМИ
заранее знают: что хотят их новые хозяева и стараются им угодить,
создавая все новые и новые идеологические мифы. Но как бы то ни
было без поддержки определенного сегмента общества и
политической элиты столь широкомасштабные операции по
манипуляции общественным сознанием, да еще и с применением
центральных СМ не проводятся.
Легко наметить короткий список: кому выгодно раздувание темы
русского национализма:
Прежде всего, это наиболее русофобские и агрессивно настроенные
круги на Западе, и главным образом в США. Картинки с русскими
подростками, вскидывающими руки в нацистском приветствии,
полученные с наших либеральных каналов - очень хорошая
иллюстрация для тех западных политиков, которые до сих пор
паразитируют на мифе времен холодной войны о России - империи зла,
и мечтают окончательно добить наиболее крупный обломок СССР -
нынешнюю Российскую Федерацию.
Далее, это наши российские радикал-либералы, которые тоже не прочь
поспекулировать на теме «русского фашизма». Ведь во-первых, это
отвечает интересам их хозяев с Запада и совпадает с их собственными
призывами к разрушению РФ как последнего оплота империи. Кроме
того, это совпадает с их душевным порывом как можно больше чаще
поливать русских грязью, ведь наши либералы почти поголовно
совершено иррациональные и отъявленные русофобы. Наконец, это
выглядит как удар в сторону президента Путина, который-де не может
совладать с угрозой «русского фашизма».
Внутрироссийским националистам и сепаратистам также только на руку
истерию вокруг «русского национализма», так как их мечта - отделение
от России ее нацрегионов. А для этого очень и очень нужна
демонизация русских в глазах жителей нацрегионов, чему служат
провокационные сюжеты о скинхедах в либеральных СМИ (тем более,
смычка сепаратистов с окраин и либералов в Москве образовалась еще
во времена первой чеченской компании, в которой Ковалев и Киселев
со товарищи выступали как «информационная поддержка» Дудаева и
Басаева).
И, как бы это парадоксально ни прозвучало, это выгодно и режиму
Путина. Конечно, как и всякое государство, он не заинтересован, чтоб
общественный порядок «раскачивали» банды подростков-неонацистов,
но он заинтересован в том, чтобы такое ощущение создавалось у
обывателей. Тем больше обыватели будут ценить Путина и его
«единоросов», которые хоть не идеальны, но все же лучше
фашистского беспредела.
Таким образом, как ни смотри, всем раздувание пропагандистского
спектакля о скинхедах только выгодно. Естественно, за исключением
народа России. Но вышеназванным игрокам политической «шахматной
доски» дела до народа нет.
Автор - Вахитов Р. =))
Hosted by uCoz